Утрата гражданства Республики Казахстан

При выходе из гражданства вы сами ходатайствуете об этом. Но бывают случаи, когда гражданин Республики Казахстан может утратить гражданство даже помимо своей воли, хотя и способствует этому косвенно. Каковы же основания утраты гражданства и порядок ее регистрации?

Основания утраты гражданства

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" гражданство утрачивается:

  • вследствие поступления на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;
  • если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
    по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;
  • если лицо приобрело гражданство другого государства;
  • если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным;
  • по добровольному волеизъявлению ребенка, являющегося гражданином Республики Казахстан, переданного на усыновление иностранцам, при достижении им совершеннолетия;
  • вследствие участия лица в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства.

Само по себе проживание гражданина Республики Казахстан за ее пределами не влечет прекращения гражданства Республики Казахстан, как и вступление в брак с иностранцем (статья 7 Закона "О гражданстве").

Порядок регистрации утраты гражданства

Регистрацию утраты гражданства гражданами, постоянно проживающими на территории Республики Казахстан, производят органы внутренних дел (статья 30 Закона "О гражданстве"), а гражданами, постоянно проживающими за границей - Министерство иностранных дел и его загранучреждения (статья 31 указанного Закона).

Органы внутренних дел проводят необходимую проверку и регистрируют утрату гражданства при поступлении сведений или заявлений о том, что лицо, проживающее по удостоверению личности или паспорту гражданина Республики Казахстан, не является гражданином Республики Казахстан в случае установления фактов:

  • поступления на воинскую службу другого государства;
  • приобретения гражданства Республики Казахстан в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
  • приобретения гражданства другого государства.

Порядок регистрации утраты гражданства органами внутренних дел установлен Правилами приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан.

При поступлении сведений или заявлений о том, что лицо, проживающее по удостоверению личности или паспорту гражданина Республики Казахстан, не является гражданином Республики Казахстан, имеет документы подтверждающие принадлежность к гражданству другого государства, органы внутренних дел проводят проверку на привлечение к административной ответственности, проверяют его по всем учетам для подтверждения выезда или въезда в Республику Казахстан. При выявлении нарушения законодательства о гражданстве, лицо пребывающее на территории Республики Казахстан, в отношении которого регистрируется утрата гражданства, привлекается к административной ответственности (пункт 40 указанных Правил).

В соответствии с пунктом 41 указанных Правил регистрация утраты казахстанского гражданства производится  только после направления лицу, зарегистрированному на территории Республики Казахстан, уведомления о причинах и основаниях принятия решения об утрате им гражданства. Сведения о лицах утративших гражданство органы внутренних дел в течение 10 рабочих дней вносят сведения в Базу данных документированного населения и информируют Пограничную службу.

Консульские учреждения регистрируют утрату гражданства Республики Казахстан:

  • если в отношении гражданина Республики Казахстан имеются документы либо другие достоверные сведения, подтверждающие поступление его на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные государственные органы другого государства. При этом гражданства не утрачивается в случае заключения с указанными органами договора на выполнение обязанностей по рабочим профессиям (водитель, слесарь, уборщик, электрик и т.п.);
  • если будет установлено, что гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
  • если приобретено гражданство другого государства.

Регистрация утраты гражданства загранучреждениями производится в соответствии с Инструкцией по оформлению загранучреждениями Республики Казахстан документов по вопросам гражданства Республики Казахстан. Регистрация осуществляется путем составления заключения об утрате гражданства Республики Казахстан, которое утверждается руководителем загранучреждения. В заключении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождение лица, утратившего гражданство, проживало ли данное лицо в Республике Казахстан, когда, откуда и по какому документу выехало из Республики Казахстан, а также основание утраты им гражданства (пункт 23 Правил).

Лица, состоявшие на консульском учете и утратившие гражданство Республики Казахстан, снимаются с учета, а их паспорта аннулируются.  По желанию им выдается соответствующая справка. Заключение вместе с документами, послужившими основанием для регистрации утраты гражданства, направляется в Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Справка об утрате гражданства

Для получения гражданства другого государства вам может потребоваться справка об утрате гражданства Республики Казахстан.

Для оформления такой справки необходимо лично или через представителя (по доверенности, заверенной нотариально) предоставить в консульский отдел посольства Республики Казахстан в стране нахождения пакет документов, конкретных требований к которому законодательством не установлено. В связи с этим рекомендуется уточнять перечень документов на сайте посольства Республики Казахстан в соответствующей стране. Обычно в такой перечень включаются следующие документы:

  • анкета-заявление или личное заявление на имя консула (либо сделанное представителем по доверенности, заверенной нотариально) в 2 экземплярах (образец заявления может быть размещен на сайте соответствующего посольства, например, образец или образец);
  • в некоторых случаях личная анкета в 2 экземплярах (образец может быть размещен на сайте соответствующего посольства, например, образец);
  • документ, подтверждающий гражданство Республики Казахстан (например: паспорт или удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, или паспорт СССР образца 1974 года со штампом о гражданстве Казахстана, или справка о наличии гражданства Республики Казахстан из паспортного стола по месту бывшего проживания в Казахстане, или паспорт СССР образца 1974 года с отметками о постоянном проживании в Казахстане на 1 марта 1992 года и выписке с места жительства из Казахстана);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • ксерокопию документа, удостоверяющего личность;
  • заверенные копии документов, подтверждающих постоянное проживание на территории другого государства или поступление на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные государственные органы другого государства;
  • квитанцию об оплате консульского сбора в размере 5 - 60 долларов США (см. Базовые минимальные и максимальные размеры ставок консульских сборов).

В необходимых случаях Посольством делается запрос в компетентные органы Республики Казахстан по последнему месту жительства заявителя.

Срок выдачи справки об утрате гражданства

Данный срок не установлен Законом "О гражданстве" или вышеуказанными Правилами, установленными для органов внутренних дел и загранучреждений. Отсутствует и специальный стандарт государственной услуги по вопросу выдачи данной справки, который мог бы закрепить срок выдачи справки.

В связи с тем, что выдача данной справки не отнесена к государственной услуге, то для этой процедуры должен применяться общий срок рассмотрения обращений граждан - 15 календарных дней с момента обращения (статья 8 Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц").

Момент утраты гражданства

В соответствии со статьей 37 Закона "О гражданстве" гражданство Республики Казахстан прекращается в день регистрации его утраты государственными органами в установленном порядке. Таким образом, до момента регистрации утраты гражданства юридически лицо считается гражданином Республики Казахстан, не смотря на то, что имеются обстоятельства. влекущие утрату гражданства, например, приобретение другого гражданства или отсутствие консульского учета без уважительных причин. Однако, не следует считать, что таким противоречием можно воспользоваться, поскольку регистрация утраты гражданства может произойти в любой момент, когда казахстанские государственные органы узнают о наличии фактов, влекущих эту утрату. Неприятности возможны, например, в случаях, когда гражданин, получивший гражданство другого государства, но не сдавший свой казахстанский паспорт, попытается въехать по нему в Казахстан, либо когда бывший гражданин, не зарегистрировавший утрату гражданства, обратится в посольство за визой для въезда в Казахстан.

Обязанность сообщить о факте, влекущем утрату гражданства, и ответственность за несообщение

Лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение 30 календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан (статья 21 Закона "О гражданстве").

В соответствии с частью 2 статьи 496 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях несообщение в установленные законодательством Республики Казахстан сроки факта приобретения иностранного гражданства влечет штраф в размере 200 месячных расчетных показателей (МРП) либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

Поделитесь ссылкой