Требования к исковому заявлению о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок

Исковое заявление о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым статьей 150 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Оно должно быть подано в суд в письменной форме либо в форме электронного документа.
Рассмотрим обязательные требования к содержанию искового заявления.

Реквизиты суда и сторон

В соответствии с подпунктами 1)-3) пункта 1 статьи 150 ГПК РК исковое заявление должно содержать реквизиты суда, истца и ответчика.

Реквизиты суда

В заявлении должно быть указано наименование суда, в который подается заявление (обычно — это специализированный межрайонный экономический суд по месту нахождения ответчика; в случае, если в договоре о государственных закупках указано место его исполнения — это может быть специализированный экономический суд по месту исполнения договора (пункт 6 статьи 32 ГПК.

Реквизиты истца

К этим реквизитам относятся: наименование истца, место нахождения, идентификационный номер (БИН) и банковские реквизиты, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем, кроме того, сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются.

Реквизиты ответчика

Для ответчика-физического лица (индивидуального предпринимателя) такими реквизитами являются:

  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность);
  • дата рождения;
  • место жительства или нахождения;
  • абонентский номер сотовой связи и электронный адрес (если они имеются).

Если ответчиком является юридическое лицо, то в заявлении необходимо указать:

  • наименование юридического лица;
  • местонахождение;
  • идентификационный номер (БИН);
  • электронный адрес, если эти данные известны истцу.

Обстоятельства дела и доказательства

Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 150 ГПК истец должен указать в иске обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
При подаче данного иска он должен содержать описание обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона "О государственных закупках» основаниями для включения поставщика в реестр недобросовестных участников, а именно:

  • предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям;
  • нарушения потенциальным поставщиком требований статьи 6 Закона «О государственных закупках» (аффилиированность, нахождение в реестре должников и другие);
  • уклонения потенциального поставщика от заключения договора о государственных закупках;
  • не исполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках.

К доказательствам, подтверждающим указанные обстоятельства, в зависимости от ситуации могут относиться:

  • документы, подтверждающие недостоверность представленной поставщиком информации по квалификационным сведениям (например, сведения об отсутствии необходимой лицензии);
  • документы, подтверждающие аффилиированность заказчика и подрядчика (организатора);
  • копия решения суда о признании поставщика недобросовестным;
  • копия определения суда о наложении ареста на имущество потенциального поставщика;
  • выписка из реестра должников, о включении поставщика в данный реестр;
  • квитанция об отправке потенциальному поставщику на подписание договора о государственных закупках;
  • письменный отказ потенциального поставщика от подписания договора о государственных закупках;
  • претензия о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком договора;
  • акт, составленный по факту ненадлежащего (некачественного) исполнения поставщиком договора;
  • акты, накладные, подтверждающие фактическую поставку по договору с просрочкой.

Суть нарушения со стороны поставщика

Подпункт 4) пункта 1 статьи 150 ГПК РК указывает, что истец в исковом заявлении обязан указать суть нарушения или угрозы нарушения своих прав, свобод или законных интересов.  В данном случае заказчик обязан указать иске, какие обязанности по договору или по закону нарушены заказчиком, и нарушение каких прав и интересов заказчика в свою очередь это повлекло.

Исковые требования истца

Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 150 ГК РК в иске должны быть изложены исковые требования. Исковые требования должны быть сформулированы в точном соответствии с текстом Закона "О государственных закупках". Указанный Закон в статьях 10 и 11 использует формулировку «иск о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок». Именно такое требование должно заявляться в суд заказчиком.

Перечень приложений

Согласно подпункту 8) пункта 1 статьи 150 ГПК РК исковое заявление должно содержать перечень прилагаемых к заявлению документов.
К иску необходимо приложить (статья 151 ГПК РК):

  • копии искового заявления по числу ответчиков и третьих
  • лиц;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если они у них отсутствуют.

Подписание искового заявления

В соответствии с пунктом 5 статьи 150 ГПК заявление подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на подписание и предъявление искового заявления.

Подписание заявления руководителем заказчика

В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. Виды, порядок назначения или избрания органов юридического лица и их полномочия определяются законодательными актами и учредительными документами.  Согласно пункту 2 статьи 58 ГК дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами,

Таким образом, исковое заявление от имени организации — заказчика без доверенности вправе подписать ее руководитель, имеющий соответствующие полномочия в соответствии с законодательством и уставом организации. Не имеют права подписи исков руководящие лица заказчика, не являющиеся уполномоченными органами юридического лица (заместители руководителей, исполняющие обязанности руководителей, руководители подразделений). Такие лица должны иметь доверенность.

Подписание заявления представителем

Согласно пункту 5 статьи 150 ГПК представитель может подписать исковое заявление только, если в доверенности имеется полномочие на подписание и предъявление искового заявления

Последствия несоблюдения требований к исковому заявлению

В случае, если исковое заявление не соответствует вышеуказанным требованиям или не имеет необходимых приложений суд в соответствии со статьей 155 ГПК вынесет определение об оставлении заявления без движения, о чем известит истца, и предоставит ему срок для исправления недостатков. Если истец в соответствии с указаниями судьи и в установленный им срок не выполнит перечисленные в определении требования, заявление будет считаться не поданным и определением судьи будет возвращено истцу со всеми приложенными к нему документами.

Последствия неправильного формулирования исковых требований

Если истец сформулирует свои исковые требования не в соответствии с Законом "О государственных закупках", например, будет просить суд вместо признания недобросовестным участником «включить поставщика в реестр недобросовестных поставщиков», то в удовлетворении иска судом будет отказано.

Последствия подписания заявления ненадлежащим истцом

Если исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, сто в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 154 ГПК оно может быть возращено определением судьи.

Таким образом, несоблюдение требований к содержанию, наличию приложений и подписанию искового заявления может повлечь отказ в иске или возврат искового заявления. В последнем случае возникает угроза пропуска пресекательного 30-дневного срока для предъявления иска, что в свою очередь будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Поделитесь ссылкой