Обжалование невыплаты зарплаты через органы труда и социальной защиты

Одним из самых доступных способов защиты прав работника при невыплате либо задержке выплаты заработной платы работодателем является обращение за помощью к государственному органу по контролю в области трудового законодательства. Такой контроль осуществляют государственные инспекторы труда.

Куда нужно обращаться с жалобой на невыплату зарплаты

Обращаться следует в Департамент по контролю и социальной защите Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения с письменным заявлением. Также, в департаментах ведется личный прием граждан согласно графику приема. Координаты и телефоны территориальных департаментов можно найти в Интернете по адресу http://www.enbek.gov.kz/index.php?id=375#375.

Подача жалобы

Жалоба пишется в двух экземплярах и сдается в канцелярию Департамента, после чего заявителю выдается талон с указанием даты и времени, а также фамилии и инициалов лица, принявшего обращение, либо на вашем экземпляре ставиться штамп с указанием даты поступления.

Что необходимо указать в жалобе

В жалобе указываются фамилия, имя, отчество, адрес и по желанию телефон заявителя. Телефон указывается для того, чтобы инспектору труда было легче связаться с Вами. Также, при подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования. Обращение должно быть подписано самим заявителем либо его представителем, если у последнего имеются полномочия. Такие полномочия дает доверенность удостоверенная нотариусом.

Заявления, поданные в таком порядке, подлежат обязательному приему, регистрации и рассмотрению.

Какие документы необходимо приложить

К жалобе можно приложить документы, подтверждающие трудовую деятельность работника и наличие задолженности по заработной плате (трудовой договор, приказы о приеме и увольнении, выписки из ведомости о заработной плате, справки о наличии задолженности). Такие документы не всегда имеются у работника и не всегда могут быть добровольно выданы работодателем. Поэтому приложение их к жалобе не является обязательным условием для ее принятия и рассмотрения. Инспектор по труду при проверке сам истребует и проверит у работодателя необходимые документы.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба рассматривается инспектором по труду в течение 15 календарных дней, если не требуется получения дополнительной информации. Если же для рассмотрения Вашей жалобы требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, то решение по ней принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления.

Результаты проверки

По окончании проверки инспектором выносится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства, в котором должны быть указаны выявленные нарушения, со ссылкой на статью и пункт нормативного акта, и требования по их устранению. Также указываются сроки выполнения и примечания по выполнению. Инспектор по труду также может привлечь работодателя к административной ответственности, составив протокол об административном правонарушении.

Преимущества этого способа защиты

Указанный способ защиты своих прав имеет ряд преимуществ перед обращением в суд.

  • Более короткие сроки рассмотрения жалобы.
  • Нет необходимости собирать и прилагать доказательства, тогда как к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие трудовые отношения и размер задолженности.
  • Проверку проводит инспектор, в то время как в суде необходимо участвовать лично либо привлекать юриста.
  • Работодатели часто больше боятся проверок и административной ответственности, чем взыскания зарплаты в судебном порядке.

Недостатки этого способа защиты

  • В случае, если работодатель не исполнит предписание инспектора по труду, то задолженность придется взыскивать в судебном порядке.

Поделитесь ссылкой