Некоторые предприниматели не знают о существовании государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, и о возможности включения в него принадлежащих им компаний. Как предприниматель попадает в данный реестр? Как узнать находится ли предприниматель в государственном реестре?
Пунктом 17 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О конкуренции" установлено, что государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее - реестр) представляет собой перечень лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.
Таким образом, реестр формируется из субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в сфере частного предпринимательства не подпадающего под действие рынков государственной и естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона "О конкуренции" доминирующим или монопольным положением признается положение предпринимателя на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.
Если в ходе осуществления предпринимательской деятельности на соответствующем рынке по реализации товаров, работ или услуг доля субъекта рынка составляет 35 и более процентов, в данном случае компания признается доминантом. (пункт 2 статьи 12 Закона "О конкуренции").
То есть, если на территории соответствующей территориальной единицы компания реализует товар или предоставляет работы и услуги, подавляя деятельность других предпринимателей, осуществляющих аналогичную деятельность на той же территории, то такой субъект рынка может быть признан антимонопольным органом лицом, занимающим доминирующее положение на рынке.
Признание предпринимателя лицом, занимающим доминирующие позиции на рынке, может быть вызвано, прежде всего, неконтролируемой деятельностью индивидуального предпринимателя и юридического лица, которая приводит к значительному росту цен или тарифов на реализуемые им товары, работы или услуги.
Согласно пунктам 3, 4, 6 Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил включения и исключения субъектов рынка из реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее и монопольное положение" (далее - Правила) формирование и ведение реестра осуществляет антимонопольный орган. Реестр ведется по утверждаемой им форме.
Формирование реестра осуществляется на основании результатов анализа товарного рынка, проведенного антимонопольным органом в соответствии с методикой по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. Согласно данной методике антимонопольный орган определяет следующие критерии:
В соответствии с пунктом 12 Правил утверждение реестра производится по решению правления антимонопольного органа.
Анализ рынка и оценка конкурентной среды может производиться в связи с поступившими сведениями в антимонопольный орган о нарушении субъектом рынка антимонопольного законодательства Республики Казахстан, а также на основании волеизъявления антимонопольного органа по проведению анализа рынка и оценки конкурентной среды соответствующей территориальной единицы.
Таким образом, включение в реестр компании возможно только после проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. Без проведения анализа рынка и включения субъекта в реестр, предприниматель или компания не считается лицом, занимающим доминирующее положение на рынке.
В соответствии с пунктом 7,8 Правил, группа лиц включается в реестр как единый субъект рынка, и при этом указываются все физические и (или) юридические лица, входящие в группу лиц, осуществляющие деятельность на соответствующем товарном рынке. Включение в реестр субъектов рынка, составляющих группу лиц, не зависит от их общего количества и конкретной доли каждого из них.
Таким образом, в случае осуществления компаниями деятельности на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) все его участники в случае выявления фактов контроля над ценообразованием соответствующего товарного рынка вносятся в государственный реестр.
Пунктом 9 Правил установлено, что в случае выхода на соответствующий товарный рынок новых субъектов рынка, которые образуют группу лиц с предпринимателями, уже состоящими в реестре и реализующими аналогичные (взаимозаменяемые) товары (работы, услуги), такие субъекты рынка включаются в реестр в составе группы лиц без проведения нового (дополнительного) анализа.
То есть факт объединения предпринимательской деятельности с лицом, состоящим в реестре, дает возможность антимонопольному комитету внести компанию в государственный реестр без проведения расследования и анализа рынка.
Создание нового субъекта предпринимательства лицами, включенными в реестр
Согласно пункту 10 Правил в случае создания внутри группы лиц новых субъектов рынка, занимающихся видами деятельности, по которым включена группа лиц в реестр, данные субъекты рынка включаются в реестр по факту их выявления, но с момента осуществления данной деятельности.
То есть создание нового субъекта не позволит предпринимателям и компаниям, уже состоящим в реестре, осуществлять деятельность без учета обязательств и ограничений образовавшихся в результате включения их в реестр.
В соответствии с пунктом 13 Правил антимонопольный орган в течение 10 рабочих дней с момента принятия его правлением решения о включении компании в реестр направляет ей выписку из реестра.
Таким образом, в случае включения компании или группы компаний в Государственный реестр, им будет направлено письмо с соответствующей информацией по месту регистрации.
Основаниями для исключения компании из реестра являются:
При исключении субъекта рынка из реестра, антимонопольный орган в тот же срок письменно уведомляет предпринимателя об его исключении (Пункт 13 Правил).
Утвержденный реестр, а также внесение в него изменений публикуются в официальных средствах массовой информации, а также на сайте антимонопольного органа (Пункт 15 Правил).
Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Правилами.